Сменщик для дальнобоя
Сейчас робот воспринимается чаще всего как механизм, который решает стандартные задачи. Роботы будущего будут более «свободны» в своих действиях: смогут анализировать и выбирать оптимальные варианты действий в неожиданных, критических ситуациях. Например, на дороге.
Беспилотный транспорт — одно из главных направлений развития интеллектуальной робототехники. Появление новинок-беспилотников от производителей легковых авто всегда вызывает взрыв интереса. Но скорее всего, массовое внедрение автопилота начнется все же с грузового транспорта. Хотя бы потому, что это экономически целесообразнее.
Водитель фуры не может непрерывно ехать дольше восьми часов. Либо останавливается и отдыхает, либо уступает место сменщику. Зарплата водителя и социальные выплаты — существенная часть издержек транспортной компании. Если заменить одного человека на автопилот, компания увеличит прибыль. Разумеется, на сложных участках трассы решения будет принимать человек. А во время езды по прямому шоссе водитель может отдохнуть и спокойно выпить чаю, доверив работу автопилоту. Учитывая наши тысячекилометровые расстояния, выгода от роботизации налицо.
Или взять сельскохозяйственный транспорт. Работа комбайнера — утомительная, очень монотонная. Во время посевной или уборочной техника по 20 часов в сутки ездит взад-вперед по полю, и главное здесь — ехать точно по границе полосы. Лучше всего с этой задачей справляются интеллектуальные системы управления. Такую систему разработал, например, партнер Московского Политеха, российская компания Cognitive Technologies, и уже заняла свою нишу на рынке.
Робот делает котлеты? Это очень хорошо!
Транспорт и логистика — сферы, где интеллектуальная робототехника крайне востребована. На больших складах, в перегрузочных хабах роботы вот-вот полностью заменят человека. Как это уже произошло на крупных производствах, в цехах которых армией роботов-манипуляторов управляет оператор. По данным Международной федерации робототехники (IFR), к концу 2021 года на заводах по всему миру трудилось около 3,3 млн промышленных роботов. Примерно две трети из них работают в автопроме и на производстве электроники. Пандемия коронавируса наглядно показала преимущества роботизации и придала ей ускорение.
Россия пока не относится к лидерам по числу роботов, но в последние годы совершила настоящий прорыв по темпам интеграции их в производство и не собирается тормозить. А это значит, что инженер-робототехник — одна из самых перспективных профессий в нашей стране.
Еще одно магистральное направление развития робототехники — сервисные роботы, которые помогают человеку выполнять рутинную работу. Например, жарить котлеты или картошку, дома или в кафе. Или готовить омлет, как делает это «омлет-машина», сконструированная студентами Московского Политеха. Такие стартапы способных повысить эффективность бизнеса и сделать комфортным быт. Роботы могут многое, но нужны люди, которые научат их решать подобные нетривиальные задачи.
Где ты, новый Стивен Возняк?
Не исключено, что в Московском Политехе. Компания Apple покорила мир и задала вектор развития всей отрасли информационных технологий. Стив Джобс, несомненно, выдающийся предприниматель и программист, но своим успехом компания обязана целой команде во главе с другим Стивеном — Возняком. Стив Возняк, инженер-электронщик и программист — тот, кто сделал конечный продукт, воплотил идею в жизнь. Как считают преподаватели Московского Политеха, будущие «возняки» сейчас и учатся в университете.
Слово эксперту
«Гениальных идей и стартапов много, но есть проблема — кто будет их реализовывать? Между компаниями идет отчаянная конкуренция за таких людей. Вузы их почти не готовят. Большую часть обучения занимают лекции, теория, схемы. Но чтобы чему-то научиться, нужно делать это постоянно! Поэтому мы строим образовательную программу так, чтобы студенты все время прокачивали свои навыки. Современная робототехника — уже не столько хард, „железо“, сколько софт для него, причем это программы, адаптированные для работы с физическим миром, связанные с физикой процессов. Поясню на одном примере. Ребята берут гироскутер, вынимают мотор-колеса, и пытаются собрать робота, который будет ездить. Для этого они должны сделать специальную плату с транзисторами и контроллером, написать для него программу. Или программу для связанного с этим микроконтроллером компьютера, который обладает техническим зрением, нейронными сетями, и может управлять „железкой“. Интеллектуальные системы управления требуют в первую очередь программирования. Мы учим студентов прикладному программированию в области робототехники с первого семестра, максимально погружая в эту деятельность, применяя программирование во всех учебных курсах.
К нам приходят очень мотивированные ребята. Многие по два-три года до поступления в вуз посещали кружки робототехники, научились конструировать роботов на платформе Адруино, а сейчас почти все свое время посвящают учебе. Программировать по 10 — 12 часов в день тяжело, зато сразу после окончания обучения наши киберфизики могут браться за создание реальных робототехнических систем».
Умные и упорные
А еще настойчивые, неутомимые, привыкшие к преодолению препятствий и решению многоплановых задач — и это не об интеллектуальных роботах, а об их создателях. Упорство в достижении цели — ценное качество. Не менее ценно творческое начало, желание создавать что-то новое: устройства, системы, технологии. В Московском Политехе экзамены по прикладным дисциплинам студенты сдают не по билетам, а в форме решения задач по запросам IT-компаний и промышленных производств. Поэтому за время учебы у будущих инженеров-робототехников накапливается опыт работы с индустриальными заказчиками и солидный кейс из нескольких готовых проектов. У них нет проблем с поиском работы, они нужны везде, востребованы практически во всех отраслях. Трудоустройство выпускников — 100-процентное.
Где учиться
Московский политехнический университет, факультет информационных технологий (ФИТ), образовательная программа «Киберфизические системы (Информатика и вычислительная техника)».
Партнеры факультета информационных технологий: Ассоциация интернет-разработчиков (АИР), 1С, Autodesk, Mail.ru, Лаборатория Касперского, Яндекс, Cognitive Technologies, «Прикладная Робототехника».
Где работают выпускники: холдинг «Вертолеты России», компании «ЭвоКарго», «Волгабас», OZON, «Прикладная Робототехника» и другие компании.
Узнать о поступлении в Московский Политех
Обсуждение материала
Оставить комментарий