Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как выиграть «Всеросс» по редким предметам

Всероссийская олимпиада школьников проводится по 24 дисциплинам. Среди них есть не только общеобразовательные предметы, но и направления, необычные для олимпийского движения. В этом году школьники демонстрировали свои достижения в том числе по астрономии, МХК, технологии, экологии, ОБЖ, физкультуре. О том, как добиться высоких результатов, «Учёба.ру» побеседовала с победителями и призерами олимпиады — 2019.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
17 мая 2019
Фото: Christoph Woergoetter / Flickr / CC BY 2.0
Николай Кондратьев,
ученик 11-го класса школы № 2007,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2019 по астрономии

«Астрономия как самостоятельный предмет длительное время была исключена из школьной программы, но, к счастью, недавно наконец-то возвращена на свое законное место в расписании уроков. В нашей школе есть очень популярный среди ребят кружок по астрономии, который ведет талантливый, увлеченный педагог Евгений Николаевич Фадеев. Именно ему я благодарен, что вошел в олимпийскую сборную команды Москвы по астрономии и стал призером заключительного этапа «Всеросса» в 2017 и 2019 годах (9- и 11-е классы). Астрономией я увлекаюсь с самого детства. Очарование звездного неба, завораживающая волшебная глубина Космоса... Так что вопрос о решении участвовать в олимпиаде был решен давным-давно.

Наверное, всю учебу в школе можно отнести к подготовке к олимпиадам, если интересно в них участвовать. Но это не только уроки в классе, есть еще кружки. Во-первых, «звездный» кружок по астрономии под руководством Е.Н. Фадеева, умеющего найти персональный подход к каждому ученику, и, конечно, кружки в Центре педагогического мастерства под руководством студентов. Если серьезно заинтересовался астрономией, — а эта наука аккумулирует в себе обязательно знания математики, физики, химии, программирования, — то полезна и необходима работа в соответствующих предметных школьных кружках. Также помогают в подготовке к олимпиадам книги, справочники, материалы прошлых олимпиад, специальные интернет-сайты. Хороши сборники «Астрадь» для повторения теории и «Астрофизический дивертисмент» для решения задач.

Много нового, интересного и полезного можно узнать на Зимней школе юного астронома, которую проводит Государственный Астрономический Институт имени П.К. Штернберга — ГАИШ МГУ, на сайте этого Института, на сборах по подготовке к астрономическим олимпиадам на базе Кавказской Горной Обсерватории МГУ. Серьезные сборы по подготовке к заключительному этапу «Всеросса» проводят ведущие тренеры сборной Москвы, руководители астрономических кружков города и победители астрономических олимпиад прошлых лет. Еще есть Московская и Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада. Участие в них для будущего астронома считаю просто необходимым. В этом году мне удалось стать победителем этих олимпиад.

В этом году заключительный этап «Всеросса» по астрономии принимала Самара. Задания были очень интересные: разогнать космический корабль мощным лазерным лучом, отправляя его на большие расстояния; рассчитать яркость взорвавшейся кометы; проследить траекторию кометы, покинувшей окрестности звезды «Росс 248» и пролетевшей мимо Солнца. На практическом туре надо было по фотографии определить дату летнего солнцестояния на Сатурне. Исходя из данных другого снимка, узнать звездную величину метеора в пике его яркости, а также массу метеорного тела. Решая такие задачи, как бы сам мысленно переносишься в Космос, увлекаешься.

Многие спрашивают — может, нужно быть гением, чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников? Я же считаю, что дело совсем в другом — нужно принимать участие в олимпиадах по тем предметам, которые на самом деле тебя интересуют, которыми ты занимаешься с удовольствием. И, конечно, подготовка, наработка опыта соревнований — тогда все получится. В ближайшее время в моих планах сдать ЕГЭ и поступить в вуз мечты — МГУ им. Ломоносова, астрономическое отделение физического факультета».

Юля Присяжнюк,
ученица 11-го класса школы № 2070,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2019 по физкультуре

«В нашей школе очень развит спорт, секций с каждым годом становится все больше и больше. Школа активно организует всевозможные спортивные мероприятия как для учеников, так и для детей дошкольного возраста и их родителей. Со второго класса я начала активно заниматься спортом, а именно футболом. Сейчас я являюсь кандидатом в мастера спорта по мини-футболу, а моя команда — действующим чемпионом России по данному виду спорта среди общеобразовательных школ.

В олимпиаде я участвовала с 10-го класса и, показав неплохой результат, была приглашена на подготовку в сборную Москвы. Один раз в неделю у нас была тренировка по каждой из дисциплин: теория, гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика.

Заключительный этап олимпиады в этом году проходил в Ульяновске. Теоретический тур состоял из тестовых и открытых заданий. В этот же день у девочек была гимнастика, а у мальчиков — спортивные игры. Гимнастическую связку каждый участник составлял самостоятельно. В нее входили шесть групп элементов, естественно, более сложные стоили дороже по баллам, также в связку можно было добавлять сальто, фляк, которые шли в отдельной группе.

Спортивные игры на олимпиаде в этом году были представлены баскетболом и футболом. Мы обводили фишки, забивали в кольца и ворота, попадали в цель, все это нужно было делать в определенной последовательности, нарушение которой грозило нам штрафным временем. Это стало моей самой сильной и результативной дисциплиной, я выполнила это испытание лучше всех девочек, за что была награждена.

Когда я начала участвовать в олимпиаде, я уже знала, что моя профессия и мое будущее будет связано со спортом,  в другой сфере я себя уже просто не представляю. Поэтому я выбрала Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, так как данный университет дает возможность внеконкурсного зачисления на бюджет для победителей и призеров заключительного этапа «Всеросса» и считается лучшим спортивным вузом страны. Также мне очень импонирует футбольная команда и тренер в этом университете, это тоже сыграло немалую роль при выборе вуза. В ближайшем будущем я планирую попасть в женский футбольный клуб и зацепиться за возможность связать свою жизнь с футболом на профессиональном уровне».

Иван Хрещенюк,
ученик 11-го класса школы № 2026,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2019 по ОБЖ

«В моей школе довольно много времени уделяется ОБЖ благодаря нашему учителю Терешенкову Илье Владимировичу. Он и предложил мне участвовать в олимпиадах по этому направлению. Я начал заниматься ОБЖ в 9-м классе, предмет мне очень понравился в силу своего прикладного характера и пользы для жизни.

На «Всероссе» сначала я прошёл школьный этап, дальше муниципальный и региональный, последний проводился в спорткомплексе МЧС. Готовиться приходилось очень усердно, я изучал много материала по теории и отрабатывал практические навыки. Заключительный этап в этом году проходил в Нальчике и состоял из двух туров: теоретического и практического. Из теории были задания, например, по военной томографии, химическим ожогам, пляжным флагам. Во время практического тура нам нужно было продемонстрировать свои навыки в области спасения на воде, альпинизма и метания гранаты.

Сейчас я планирую поступить в вуз и параллельно сотрудничать с АПО — Ассоциацией победителей олимпиад, так как уже не представляю своей жизни без ОБЖ. В качестве победителя Всероссийской олимпиады я буду работать в школах, заниматься с ребятами ОБЖ и готовить их к различным конкурсам».

Денис Постыка,
ученик 11-го класса школы № 554,
победитель Всероссийской олимпиады школьников-2019 по физкультуре

«Усиленно заниматься спортом я стал в 14 лет, специализируюсь на единоборствах и контактных видах. В 8-м классе я переехал и пришел в новую школу, здесь мне предложили попробовать принять участие в олимпиаде по физкультуре. Но тогда все это меня совсем не увлекло, а даже несколько огорчило, поскольку я не смог пройти даже школьный этап. Тем не менее уже в 9-м классе я, особо не готовясь, смог стать призером регионального этапа. В 10-м классе я решил усердно готовиться. Основная подготовка проходила на курсах Центра педагогического мастерства. Два раза в неделю мы занималась легкой атлетикой, два раза гимнастикой и по одному разу спортивными играми с элементами прикладной физической культуры и теорией. В своей школе я занимался практически все время теорией, потому что одного занятия в неделю по-моему было мало. За год мы трижды побывали на сборах в Белоруссии. Эти сборы дают максимальный толчок в развитии как теоретических знаний, так и физических качеств. Параллельно с олимпиадными курсами я много тренировался у себя в зале единоборств; мой вид спорта даёт хорошую функциональную подготовку и много необходимых навыков.

Задания на заключительном этапе олимпиады направленны на выявление наиболее физически-совершенного школьника и носят разноплановый характер. Мы проходили полосу препятствий из спортивных игр (футбол, баскетбол), бегали 3000 метров, составляли гимнастическую связку и выполняли ее. Понравилась полоса по прикладной физической культуре, там была стрельба, подлезания, прыжки, бег по бревну и оббегание стоек. Это испытание требует наибольшей концентрации. Волнение было, это вполне нормальное явление, но его нужно уметь подавлять. Если ты смог собраться с мыслями и сделать все так, как требует программа, то обязательно окажешься в призах.

Я собираюсь поступать в Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, потому что мне интересно спортивное направление и к этому действительно лежит душа. В спорте в ближайшее время меня ждёт переход в новую возрастную категорию и в планах успешно дебютировать на чемпионатах».

Никита Стрих,
ученик 11-го класса школы № 1000,
призер Всероссийской олимпиады школьников-2019 по технологии

«В 6-м классе учитель технологии разглядел во мне потенциал и предложил поучаствовать в олимпиаде. Я попробовал свои силы и почти вышел на призовое место. После этого я начал заниматься технологией очень серьезно. В этом году в качестве подготовки к олимпиаде я решал задания прошлых лет, готовился к практике (работал на деревообрабатывающем станке после школы), презентовал свой проект всем, кто готов был слушать. Задания на финале были интересные и непредсказуемые. Например, задание про металлы (чем отличается сталь марки м14 от р12), задание про экологию (зачем во многих странах раздельно собирают мусор). Стоит ли говорить, что я очень обрадовался, когда получил диплом призера «Всеросса».

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
17 мая 2019
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты