Издательская деятельность — лишь одно из направлений деятельности для группы компаний «Просвещение». Мы участвуем в создании контента и оснащения для специализированных классов предпрофессиональной подготовки: медико-биологических, инженерно-технических, робототехнических, IT-полигонов и так далее. Цель таких классов — сформировать у современных школьников интерес к потенциально привлекательным профессиям, развить компетенции, необходимые для рынка труда будущего.
На платформу Московской электронной школы (МЭШ) «Просвещение» загружает учебники федерального перечня и так называемый «атомарный контент», то есть дидактические материалы, иллюстрации и интерактивные модули для всех участников образовательного процесса.
Нововведения в школе быстро не происходят — велика инерция среды. Тем не менее все больше и больше учителей начинают пользоваться этим ресурсом: на сегодняшний день к МЭШ есть доступ у всех педагогов и школьников города. Наша задача как компании, отвечающей за контент, — мотивировать, побуждать учителей и директоров школ к постоянной работе над собой, к развитию современных компетенций.
Как правило, дети гораздо лучше, чем педагоги, умеют использовать гаджеты или программные продукты. Чтобы повысить уровень учителей, в рамках проекта «Техносфера современной школы» для них проводят специальные курсы по информационной грамотности и применению цифровых технологий в образовании.
в цифровом мире современным детям нет равных — они там как рыба в воде
Функции школы достаточно консервативны — это социальный сейф, безопасное место, где дети могут развиваться, успешно между собой коммуницировать и решать задачи сообразно своему возрасту и интересам. Но если рассматривать школу как потенциал для развития общества, то ее функции быстро меняются. Сегодня школа должна предоставить возможность предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации, дать возможность выбора. Как я уже сказал, в цифровом мире современным детям нет равных — они там как рыба в воде. В мировой практике большое количество успешных стартапов реализуется ребятами в 14-15 лет. Отсюда ' популярность программ предпрофессинального образования, в той или иной мере связанных с IT.
Учитель в этом плане является важным личным примером, и он должен сам постоянно развиваться, чтобы не отстать от учеников. Он не может довольствоваться формулой «Поскольку я учу других, мне некогда учиться самому». Учитель — это профессия, где нужно развиваться каждый день. Учиться у своих учеников, у других людей, у окружающего мира, делать выводы и применять новые знания на практике. Не обязательно посещать курсы — образование бывает не только формальным. Но только учитель, обладающий социальным опытом, имеющий в голове «карту знаний», будет пользоваться у детей авторитетом.
Я вхожу в жюри Московского регионального конкурса «Учитель года» уже несколько лет и вижу, как молодеет преподавательский состав, как меняются педагоги, как улучшаются их компетенции. Все больше в школе появляется молодых ребят из ведущих технических вузов, которые становятся преподавателями математики, информатики, физики. Чтобы успешно работать в школе, нужно хорошо знать предмет, любить его, обладать знаниями за пределами совей области, любить и уважать самих учеников, быть интересным человеком. Школа сейчас очень заинтересована в привлечении именно таких преподавателей.
Самое главное — научить детей думать
Чтобы формировать профильное или предпрофессиональное образование, необходимо понять, что нужно будет рынку труда через 5-10 лет, когда нынешние школьники начнут искать работу. В этом вопросе много неопределенности, но понятно, что большинство современных профессий связаны с IT. Сейчас все должны быть на ты с компьютером. Раньше достаточно было уметь писать и читать, сейчас же необходима и цифровая грамотность, а также понимание, что такое кибербезопасность.
За последние 20 лет из вузов вышло много экономистов, юристов, финансистов. Сейчас такое количество специалистов этих профилей не нужно, зато не хватает инженеров и людей с профессиональным образованием для разных отраслей промышленности. Очень популярное направление — робототехника. Будут формироваться классы астрономии, потому что все, что связано с космическими технологиями, — перспективная тема.
В Москве будет активно развиваться индустрия сервиса, все виды дизайна (промышленный, компьютерный), все, что касается проектирования, программирования. Столица будет поставщиком наиболее квалифицированных кадров, потому что здесь сосредоточены основные вузы.
Самое главное — научить детей думать и показать им необходимость постоянного развития. Для этого, конечно, необходимы базовые знания, любые социальные навыки формируются именно на их базе. На базовые знания будут накладываться умение работать в команде, навыки коммуникации, креативного мышления, проектная деятельность — все то, что рождается в результате конвергенции знаний. И, пожалуй, самое важное — это умение использовать полученные знания на практике, создавать дополнительную ценность для общества.
Обсуждение материала
Оставить комментарий