Мой город — Санкт-Петербург
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Очное или заочное?

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» существует 3 формы обучения в ВУЗе: очная, вечерняя и заочная. Большинству известно, чем отличаются эти отделения между собой. Однако существует ли разница между студентами разных форм обучения поле окончания университета?
Дарья Чапко
19 ноября 2014

Тяжело в учении...

С дневным отделением все понятно: «дневникам» обеспечены насыщенная студенческая жизнь, регулярное общение с преподавателями, полный объем положенных знаний, а что гарантируют ВУЗы «заочникам»? Согласно государственным стандартам обучение студентов заочного отделения осуществляется по тем же учебным планам и дисциплинам, что и у дневного, а дипломы «очников» и «заочников» равноценны: форма обучения, как правило, указывается в приложении к диплому, а не в самом документе.

Стоит отметить, что у заочного образования есть большой плюс: демократичная стоимость (по сравнению с очной формой обучения) и сравнительная легкость поступления. Для сравнения в СПбГУКиТ очное направление «Менеджмент» обойдется в 90 000 рублей, заочное — около 50 000 рублей.

Согласно исследованиям электронного научного журнала «ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ ЗАБГУ 2014» (№ 7), именно эти параметры повлияли на то, что за последние несколько лет численность «заочников» в стране возросла на 2161 тыс.человек, тогда как в полку «очников» прибыло почти в два раза меньше. Там же высказалось опасение, что процент студентов заочного отделения слишком высок, и в идеале их должно быть не больше 10-15% от общего числа, тогда как сейчас в России их более 50%.

Однако, несмотря на все возрастающую популярность дистанционного обучения, ведущие ВУЗы страны отказались от заочных отделений: СПбГУ, МГУ, МГТУ им. Баумана прекратили набор «заочников» с 2010 года, ссылаясь на слишком низкое качество такого образования. Интересно, что законодательно компетенция «очников» и «заочников» одинакова: равноправные дипломы предполагают, что знания и уровень образования у тех и других студентов также одинаковый. Такой нормативный документ как «Единый квалификационный справочник» содержит описания требований к претендентам на ту или иную профессию: претенденты на должность менеджера, архитектора, инженера или биржевого маклера должны в обязательном порядке иметь высшее образование, но как именно должен был обучаться специалист, справочник не уточняет.

...а как в бою?

Следовательно, в России можно не только заочно получить высшее образование, но и найти работу по специальности, имея в дипломе такую пометку. Но котируются ли специалисты — «заочники» на рынке труда? Как обстоит дело на практике рассказала заместитель начальника управления кадров главного управления по организации работы с персоналом факультета журналистики СПбГУ Краснова Елена Павловна: «Если говорить о трудоустройстве и конкуренции студентов очного и заочного отделения после ВУЗа, то все зависит от сферы деятельности выпускников, предпочтений начальства и того, что в данной профессии ценится больше: классическое полное образование или опыт работы. Во многих фирмах, например, в диплом просто не заглядывают, проверяют лишь его наличие, потому не знают, какое отделение заканчивал соискатель. А в научной и преподавательской деятельности есть определенные требования, и если они соблюдены выпускником заочного отделения, но не соблюдены выпускником дневного — предпочтут, конечно, первого. Дневное образование, несмотря на такие нюансы как опыт или стаж, считается более престижным и обширным, чем образование человека, который многое изучал самостоятельно, совмещая обучение с работой или семьей. Однако по опыту могу сказать, что при равном раскладе сил перевес все-таки окажется на стороне „очника“».

С ней соглашается начальник аналитического отдела химической лаборатории НИИПМ Таисия Алексеевна Приходько: «При приеме на работу отдам предпочтение „очнику“. Скажу больше, мои коллеги, руководители других наукоемких производств, также предпочитают брать на работу студентов — „дневников“. О другом и речи быть не может. Студент заочного отделения вынужден большую часть материала изучать самостоятельно: знание классической теории у него плохое, практики в лабораторных условиях, как правило, нет. Следовательно, уровень образования у них гораздо ниже, чем у студентов очных форм обучения».

Мнения экспертов совпадают с результатами исследования Высшей Школы Экономики: при трудоустройстве выпускники очного отделения действительно пользуются преимуществом. Более чем в половине случаев именно «очник» получит желаемую должность. Причем чаще всего работодатели ссылаются на довольно низкое качество заочного образования, однако отмечают: это неприятное различие с лихвой нивелируется опытом работы «заочников».

Главный редактор газеты «Экстраблог» Павел Желтов: «Я отношусь к той категории работодателей, у которых нет предпочтений в плане формы образования: если соискатель может продемонстрировать необходимые навыки, то мне не важно, на каком отделении он учился. Считаю, что люди, которые имеют опыт работы в необходимой работодателю сфере, ценятся независимо от формы образования. Возможно, на гос.службе и есть различия, но в целом на рынке труда наблюдаю такую тенденцию и сам беру людей на работу, исходя из этих критериев».

Дело в профессии

Действительно, на современном рынке труда фактор опыта работы имеет большое значение, но вступает в конфронтацию с уже известным нам утверждением о том, что студенты очного отделения лучше. Очевидно, есть решающий фактор, которым работодатели руководствуются при отборе кандидатов в той или иной сфере. Если дело не в личном предпочтении рекрутеров, то, может быть, соль в самой профессии? Возможно, заочная форма обучения, которая никак не скажется на карьере журналиста, будет большим минусом в резюме инженера или математика-программиста.

Начальник отдела маркетинга правового консорциума «Кодекс» Татьяна Селиванова видит решение дилеммы в следующем: «Я считаю, что ценность студентов очного или заочного отделения на рынке труда зависит от того, в какой сфере они собираются применять свои знания. Если журналист или PR-менеджер к моменту выпуска из университета имеет внушительное портфолио и большой опыт работы — меня, как начальника, не смутит, что человек обучался заочно. Совсем другое дело наукоемкие, медицинские, проектировочные работы. В этих сферах необходим не столько опыт, сколько колоссальные знания в своей профессиональной области. Здесь без теории не обойтись, а она несравнимо лучше на дневном отделении. В этом случае очное обучение — большой плюс для работодателя».

Дарья Чапко
19 ноября 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты