Лайфхак абитуриента: как поступить в МГИМО с космической суммой баллов

О том, как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов, стать призером Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку и поступить в МГИМО с суммой 403 балла за четыре экзамена, «Учёбе.ру» рассказала Дарья Назарова, студентка 1 курса факультета международной журналистики МГИМО.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
12 сентября 2017
Фото: Britt Reints / Flickr / CC BY 2.0
Дарья Назарова,
студентка 1 курса
факультета международной журналистики МГИМО

Смелые мечты

Впервые я осознала, что должна рискнуть и попытаться «взять штурмом» ведущие университеты Москвы, когда мне, тогда еще десятикласснице, вручали диплом призера на моей первой Всероссийской олимпиаде школьников по французскому языку. Этот момент стал своеобразным водоразделом моей судьбы, ведь диплом призера Всероса позволял поступить без экзаменов в любой университет страны по профильному направлению (в моем случае это была лингвистика). Однако для меня, мечтающей влиять на мнение людей и связать свою жизнь с искусством слова и журналистикой, диплом означал получение 100 баллов за ЕГЭ по французскому языку и подстраховку на случай неудачи.

В моем родном городе — Нижнем Новгороде — я училась в гимназии № 53 с углубленным изучением французского языка. После 7 класса я поступила в билингвальное отделение нашей гимназии, где на протяжении четырех лет изучала литературу и экономику на французском языке. Особое внимание в моей школе уделялось преподаванию предметов гуманитарного цикла — иностранным языкам, русскому языку и литературе, истории и обществознанию. Чтобы поступить на факультет журналистики МГУ (а именно туда я вознамерилась попасть в начале 11 класса), мне необходимо было сдать литературу, иностранный язык, русский язык и дополнительное вступительное испытание.

100 баллов по литературе

Литература пугала меня объемом работы (казалось, чтобы успешно сдать, нужно «объять необъятное»), субъективностью оценки и структурой экзамена, требующей написать за четыре часа одно полноценное сочинение и четыре мини-сочинения-анализа. Но «сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть», как мудро заметил Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире», и слова эти стали моим девизом на весь год. В подготовке к литературе мне помогло то, что я всегда много читала, поэтому в выпускном классе не пришлось «заглатывать» всю школьную программу, и я приступила к изучению прочитанных произведений на более глубоком уровне. Я штудировала лекции по литературоведению, разбирала статьи критиков, постоянно писала сочинения, ходила на курсы подготовки к экзамену. Полезным также оказался онлайн-курс журфака МГУ, где публиковались лекции по журналистике и литературе, позволяющие взглянуть на школьную программу под новым, более журналистским углом.

Надо сказать, что в меня безоговорочно верили мои учителя, и благодаря их вере я сама себе ставила высокую планку, не разрешая даже думать о результате меньшем, нежели максимальный. Но, обновляя после экзамена в тысячный раз страницу на портале ЕГЭ, я теряла уверенность в реальности получения 100 баллов. Когда же увидела заветную цифру, испытала невероятное чувство облегчения и счастья от осознания того, что все усилия в полной мере окупились.

98 баллов по французскому

ЕГЭ по французскому языку абсолютно не вызывал у меня опасений, так как его уровень сложности не сравним с уровнем Всероссийской олимпиады и международного экзамена DELF уровня B2, который я и мои одноклассники сдавали в обязательном порядке. Целенаправленной подготовкой к формату экзамена я занялась непосредственно за месяц до ЕГЭ, поскольку за четыре года обучения в русско-французском отделении, проектов на французском языке, подготовки к олимпиадам, конкурсам и семинарам язык Мольера, Вольтера и Гюго стал мне практически родным. Однако набрать 100 баллов на ЕГЭ по иностранному языку почти невозможно, так как самая мелкая ошибка ведет к потере балла, поэтому я была довольна своими 98 баллами. Тем более, благодаря диплому Всероса мне засчитали максимальный результат при поступлении в вуз.

Самым тяжелым испытанием было, пожалуй, ожидание результатов. Но это стоило того. 100 баллов по литературе, 98 по русскому языку и 100 по французскому, плюс дополнительные 4 балла за золотую медаль и 2 балла за второй диплом Всероссийской олимпиады — с суммой 303 балла я была готова к подаче документов в вузы.

МГИМО vs МГУ

Оглядываясь назад, я осознаю, что самым ценным для меня оказалось то, что я не натаскивала себя на ЕГЭ, а росла, расширяла и систематизировала свои знания. В этом мне помогло участие в олимпиадах, как во всероссийских, так и в перечневых. Подготовка к олимпиаде «Ломоносов» по журналистике и литературе дала мне огромный багаж знаний, пригодившийся, безусловно, на экзамене, а победа в этой олимпиаде стала гарантией поступления на журфак МГУ без экзаменов, что позволило мне задуматься о следующей ступени, кажущейся более чем неприступной, — факультет международной журналистики МГИМО.

Во-первых, количество бюджетных мест на журфаке МГУ (196) в разы больше, нежели на журналистике МГИМО, где их 24. Соответственно, проходной балл в МГИМО значительно выше, к тому же традиционно большую часть бюджетных мест в МГИМО занимают победители и призеры Всероса по литературе и олимпиады «Умники и умницы». На факультете журналистики МГУ же иное соотношение числа ребят, поступающих без экзаменов, с общим количеством абитуриентов. Так, в этом году без экзаменов были приняты восемь человек, и основная часть бюджетных мест осталась для поступления по конкурсу. И, конечно, стереотипы о невозможности попасть в МГИМО «обычным людям» сыграли свою роль — захотелось доказать самой себе, что моя детская мечта о поступлении в этот вуз вполне реальна и может воплотиться в жизнь.

166 человек на место

С моей суммой баллов я неожиданно для себя оказалась первой в рейтинге поступающих на международную журналистику в МГИМО, но оригинал аттестата подала на журфак МГУ, куда проходила вне конкурса благодаря победе в олимпиаде «Ломоносов». С каждым днем ситуация с конкурсными списками в МГИМО становилась все более драматичной — количество бюджетных мест уменьшалось в геометрической прогрессии из-за поступающих без экзаменов по диплому Всероссийской олимпиады по литературе и победителей «Умников и умниц». В итоге ко дню творческого конкурса (эссе на общественно-политическую или профессиональную тему и собеседование) на единственное оставшееся из 24 бюджетных мест претендовало 166 человек.

Казалось бы, шансы были близки к нулю, но я готовилась к экзамену, штудировала статьи международных журналистов, повторяла историю России и не собиралась сдаваться. При подготовке я уделила внимание лекциям по истории журналистики, мониторингу СМИ, чтению статей политического характера, чтобы быть в курсе текущей ситуации на мировой политической арене. Я рассуждала сама с собой на тему профессиональной этики, формулировала вслух ответы на вопросы о моих любимых журналистах и причинах выбора этой профессии, что принесло свои плоды на вступительном испытании. Из предложенных на экзамене для эссе тем я выбрала «Каких журналистов вы можете назвать своими кумирами» и во время собеседования с членами комиссии смогла аргументировать свой выбор. Результат творческого конкурса превзошел все мои ожидания — 99 баллов и сохранившееся за мной первое место в конкурсных списках с 403 баллами в сумме. Но, как оказалось, оставшееся бюджетное место уже было занято еще одним олимпиадником, поступающим вне конкурса.

Специально для меня

Следующие две недели прошли в непрерывных звонках в приемную комиссию, мониторинге списков, безрезультатных обращениях руководства МГИМО в Министерство образования с просьбой выделить дополнительные бюджетные места для поступающих по конкурсу, в ожидании чуда и готовности в любой момент купить билет на поезд Нижний Новгород — Москва, чтобы забрать оригинал аттестата из МГУ. В конце концов, все усилия оправдались — раздался звонок от декана, пригласившего меня принести оригиналы документов в МГИМО. Деканат принял решение о предоставлении 25 бюджетного места на направление «Международная журналистика» специально для меня. Осознать реальность всего происходящего я с трудом смогла только вечером 3 августа, когда увидела приказ о зачислении.

Самое невероятное, немыслимое случается, если ты не пугаешься трудностей и абсолютной невозможности задуманного и шаг за шагом покоряешь недоступную вершину, с твердой уверенностью желая победить. И я готова к покорению новых вершин, ведь, как гласит девиз моей гимназии, наш путь лежит через тернии к звездам — per aspera ad astra!

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
12 сентября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты