«С 10 класса я учусь в лицее НИУ ВШЭ. Мне повезло попасть в одну из самых сильных групп английского языка, что, конечно, сказалось на результате. Если говорить про самостоятельную подготовку к олимпиаде, то, в основном, я решала задания похожего формата из пособий для подготовки к языковым экзаменам CAE и CPE, с упором на разделы с идиомами и фразовыми глаголами. Никогда нельзя знать, что придумает жюри в этом году, но если проработать устойчивые выражения в достаточном количестве, есть шанс, что попадется то, что тебе уже встречалось. Для подготовки к заданиям на социокультурную компетенцию использовала книжки „Britain. The Country and Its People“, „Spotlight on the USA“ и просто „Википедию“, где читала про разных известных деятелей культуры и политики из Великобритании и США. И, конечно, еще один полезный и одновременно приятный способ улучшить словарный запас и языковую интуицию — просто поглощать как можно больше материала на языке, читая книжки и новости, просматривая фильмы и видео с YouTube, слушая музыку.
Стоит отметить, что для команды Москвы проводились довольно сильные сборы к финалу — сначала по вечерам, в городе, потом — в рамках выездной школы. На сборах мы также решали разные тесты, писали „райтинги“ и тренировали speaking в формате олимпиады.
Заключительный этап проходил в Волгограде. На аудировании и чтении были задания обычного формата, характерного для того же ЕГЭ, — выбрать в тесте правильный ответ на вопрос по тексту, сказать, верное утверждение или нет, сопоставить варианты заголовков с абзацами. В части Use of English было задание на знание идиом, связанных с цветом („brown goods“, например), и задание на так называемых ложных друзей переводчика: нужно было, опираясь на определение, составить слово из предложенных букв, которых было больше, чем надо, не попавшись в ловушку — не выбрав, например, вариант „application“ вместо слова „appliqué“ при переводе нашей „аппликации“ как вида поделок. Довольно много баллов давали за задание в виде теста с multiple choice про знаменитых политиков, художников и писателей.
На writing нужно было написать статью в молодежный журнал на тему успеха, рассказав про какого-нибудь человека, чей путь был непростым. На speaking — опираясь на рекламный ролик международной организации (например, Greenpeace), объяснить, почему нужно стать ее волонтером, и упомянуть при этом все необходимые пункты, а потом ответить на вопросы.
После победы, конечно, я была очень рада: приятно осознавать, что смог подняться так высоко в рейтинге из 212 участников. Ведь они были отобраны по всей стране, и многие из них блестяще владеют языком. Мои друзья, мне кажется, порадовались за меня, я получила довольно много поздравлений. Две мои одноклассницы тоже завоевали дипломы победителя и призера.
Что касается выбора вуза, то за два года учебы в лицее „Вышки“ я успела познакомиться с этим университетом и понять, что хочу там учиться. Я собираюсь поступать на исторический факультет НИУ ВШЭ. Диплом победителя олимпиады „Высшая проба“ по истории позволит пройти на этот факультет вне конкурса, если я смогу подтвердить свой результат 75 баллами на ЕГЭ. Если не получится, пойду на „Иностранные языки и межкультурную коммуникацию“. Диплом „Всероса“ по английскому дает мне право быть зачисленной на эту программу до основного конкурса».
«Я учусь в школе № 1329, которая подготовила немало призеров „Всероса“ по физике. На олимпиаде в прошлом году я уже получил диплом, так что на этот раз поехал сразу на заключительный этап. К финалу я специально не готовился, поскольку готовлюсь к Международной физической олимпиаде IPhO.
На „Всеросе“ муниципальный и школьный этапы состоят из обычных школьных задач, которые может решить каждый. Но финальный раунд раза в два сложнее, чем региональный. На финале было два тура — теоретический и экспериментальный. Для 11 классов экспериментальный тур был сделан похожим на тур международной олимпиады. Теория была не такой, как в прошлые годы, стала сложнее, это радует.
Я обычно не волнуюсь на турах, и это помогает, ведь многие теряют дипломы именно из-за волнения. Когда я узнал о своей победе, первой реакцией была радость, а потом встал вопрос, что же дальше. Те, кто получает диплом в первый раз, очень рады, но потом уже не так интересно. Я считаю, что даже средний школьник может взять приз на этой олимпиаде, нужно просто много времени посвящать предмету. А вот чтобы стать победителем, требуется определенный склад ума.
Я буду подавать документы на факультет компьютерных наук Высшей школы экономики. Хочу стать программистом — физика как наука кажется мне неинтересной. А в ближайших планах — пройти отбор на олимпиаду IPhO и получить там золотую медаль».
«Я учусь в лицее № 1553 имени В.И. Вернадского. Здесь классы не делятся по параллелям, но существует разделение по уровню знаний и интересам (практически по всем предметам). Впрочем, даже те, кто выбирает слабую группу по литературе, в 8 и 9 классе проходят курс „зарубежки“, который дает фундамент для понимания мировой литературы (русской, в частности), а также мировой истории и истории искусств. Кроме того, в лицее можно заниматься на специализациях, связанных с филологией, и писать исследовательские работы. Я, например, посещала специализации „Мифология и семиотика“ и „Герменевтика“. Лицей дает все возможности для изучения литературы на глубоком, «олимпиадном» уровне.
Мой интерес к литературе появился благодаря преподавателям: Асе Владимировне Штейн, Марине Борисовне Преображенской и Надежде Владиславовне Свешниковой. Я дважды проходила путь от школьного до регионального этапа, и на этот раз наконец-то удалось попасть в финал. В прошлом году я занималась литературой только в школе, а в этом посещала курсы в Центре педагогического мастерства и ходила к репетитору — студентке НИУ ВШЭ. В основном мы повторяли теорию и занимались анализом текста. Я самостоятельно читала статьи, перечитывала и разбирала программные произведения. Но не могу сказать, что занималась целенаправленно, — я делала это, скорее, для удовольствия.
Школьный и муниципальный этапы по сложности примерно одинаковые. Региональный заметно сложнее, но тут и тексты, предложенные для анализа, и творческие задания интереснее. Заключительный этап еще сложнее (здесь уже есть устный тур, например). Неделя на финале в Ярославле мне показалась одной из самых коротких и одновременно самых долгих в моей жизни, как будто едешь в скором поезде. Это были очень яркие мгновения, и все так стремительно пронеслось.
На первом туре предлагали два текста для анализа на выбор: поэтический и прозаический. Я выбрала „Стихи о соловье и поэте“ Эдуарда Багрицкого. Я так сильно прониклась трагичностью, „дробящимися“ оптическими образами, многообразием жизни в художественной реальности этого стихотворения, что после тура плакала, и от стихов, и от нервного перенапряжения.
На втором туре, опираясь на эссе Михаила Шишкина, нужно было ответить на вопросы и написать собственное эссе о личном открытии „настоящей“ прозы или поэзии. Затем последовало задание необычного формата: определить тему доклада по перемешанным слайдам презентации, дополнить их своими слайдами с тезисами и расставить все по порядку. Второй тур я прошла спокойно, полностью погрузилась в работу, было интересно. А третий, устный тур оказался для меня самым трудным с психологической точки зрения, поскольку я всегда боялась публичных выступлений. Тем не менее он прошел на удивление легко, хотя в процессе я ужасно переживала.
Когда объявляли результаты, я была в смятении, и больше радовалась за ребят из своей команды, чем за себя. Почувствовала победу позже, когда меня обнимала вся команда, когда позвонила мама и когда я стала читать электронные письма с поздравлениями от учителей, а подруги из класса приехали встречать нас на вокзал. Чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду, не нужно быть кем-то особенным и даже не нужно целыми днями сидеть и заниматься. Достаточно просто горячо любить предмет и по-настоящему интересоваться им, уметь использовать свои знания, находить свой подход к выполнению заданий. Сейчас передо мной стоит выбор между МГУ и НИУ ВШЭ: и там, и там есть интересные программы и хорошие преподаватели».
«Я победитель Всероссийской олимпиады по праву прошлого года, и в этом году могла бы сразу поехать на финал, но решила участвовать во всех отборочных этапах для тренировки и проверки своих сил. Для подготовки я посещала занятия в Центре педагогического мастерства и факультатив в школе, занималась самостоятельно.
Задания на всех этапах были сложными. На школьном и муниципальном турах они оказались более творческими, оригинальными, хотя и требовали серьезных знаний. Региональный и заключительный этапы, в принципе, похожи: не могу сказать, что финал сложнее. Задания здесь кажутся более стандартными, повторяются из года год с небольшими вариациями и в большей степени нацелены именно на правовые знания.
Заключительный этап состоял из трех туров. Первый — тестовые задания. Второй — различные соотнесения, определения, схемы, последовательности, работа с документом и правовые задачи. Третий — устное выступление. Были задания, которые я ожидала увидеть, но в этом году появилось много весьма неожиданных вопросов. Я, конечно, волновалась, но не сильно. Самые волнительные моменты были перед объявлением результатов первого и второго туров и перед награждением.
Когда стали известны результаты финала, я, безусловно, была очень рада. Но итоги первого и второго туров уже давали мне основания рассчитывать на победу, поэтому, возможно, мои чувства не были столь яркими, как можно было бы ожидать. Впрочем, третий тур всегда оставляет место для неопределенности — его результаты ты всегда узнаешь уже после награждения.
Чтобы победить на „Всеросе“ по праву, надо много работать и учить материал. Специфика этой олимпиады заключается в том, что она не требует каких-то особенных талантов. Главная задача — суметь запомнить очень большой объем информации, поэтому хорошая память не повредит. И, конечно же, надо уметь этой информацией пользоваться».
Обсуждение материала
Оставить комментарий