Мой город — Санкт-Петербург
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Анна Тихомирова: «Многое из того, что читали мы, для нынешних детей не актуально»

Действительно ли нынешние дети совсем не читают или читают, но не то, что хотелось бы нам? Могут ли взрослые увлечь ребенка книгой? Как осилить школьную программу по литературе, если некоторые произведения в ней уже устарели? И как взрослому человеку сориентироваться в современной детской литературе? Об этом «Учёба.ру» поговорила с психологом Анной Тихомировой, создателем детского книжного автобуса «Бампер».
Наталья Афанасьева
23 января 2017
Фото: Porsche Brosseau / Flickr / CC BY 2.0

Как заинтересовать ребенка и подростка чтением, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности? Чем книга может помочь в кризисной ситуации? Как совместное чтение в детстве может помочь сохранить отношения в период переходного возраста? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, на базе Московского государственного психолого-педагогического университета недавно даже был разработан спецкурс для взрослых. Его ведущая Анна Тихомирова, психолог с большим стажем работы с подростками и руководитель центра доказательного социального проектирования МГППУ, является также создателем детского книжного автобуса «Бампер». В нем собраны книги для ребят разного возраста, а также проходят занятия по чтению для детей, педагогов, библиотекарей и родителей.

Анна Тихомирова,
психолог, создатель детского книжного автобуса «Бампер»
Ваш курс адресован взрослым людям, в том числе родителям. Выходит, научить ребенка любить чтение — это задача взрослого?

Взрослый человек, конечно, может повлиять на увлечение ребенка чтением (более того, на мой взгляд, это сфера ответственности родителей), — но не заставить любить книги, а создать среду, которая вдохновит на чтение. Ведь то, в какую среду погружен ребенок, зависит от взрослых.

Родители могут за счет собственной увлеченности создать пространство, в котором у детей естественным образом проснется интерес. Но также нужно водить их на различные мероприятия, подбирать и читать определенные, актуальные для того или иного ребенка книги. То есть, активно относиться к формированию читательского интереса.

блоги, как ни крути, — это тоже текст

«Современные дети не читают» — это расхожее клише, взрослые так всегда говорят. Как вы думаете, они и впрямь сегодня не читают — или читают, но не то, что хочется взрослым?

Читают, но, действительно, не то и не так, как мы хотим. Это другие тексты, оформленные непривычным нам образом. Мы хотим, чтобы ребенок читал книгу, сидя за столом, а он листает комиксы в телефоне, а это раздражает. Но ведь в это время мозг его работает с информацией, представленной в письменном виде, — и это чтение. Или блоги, как ни крути, — это тоже текст. То, что дети, например, в советское время получали из книг, сегодня они получают из массы других источников.

Надо принять как факт, что многое из того, что читали мы, для нынешних детей не актуально, не нужно и не интересно. Но это не значит, что они не читают — это клише, которое взрослые используют, не думая. Все те, кто сейчас не читает, и раньше бы не читали, — а в такой среде, где дети читали в прошлом, они читают и сейчас.

уровень литературного вкуса стал выше

Читая сыну вслух, я поняла, что некоторые книги, в детстве казавшиеся увлекательными, сейчас трудно воспринимать даже мне. Есть ощущение, что кое-что действительно устарело. Как детям осилить школьную программу, если часть произведений их не задевает? Есть какой-то секрет?

Все-таки мы росли в другой среде: то, что нам казалось увлекательным, часто просто выделялось на общем фоне. А сейчас вокруг ребенка много всего, уровень требований изменился. И уровень литературного вкуса стал выше. Теперь перечитывать, скажем, Волкова невозможно: его текст мне, например, кажется очень слабым. Но история про Изумрудный город увлекала нас, и у нее было не так много аналогов. Сейчас есть много произведений, которые сочетают в себе захватывающий сюжет, современность и хороший литературный язык. Есть и проблема актуальности — многие книги из нашего детства рассказывают про нашу реальность, а не про реальность современного ребенка.

Что же касается школьной программы, то мне кажется, что это ответственность учителей, я бы не перекладывала ее на родителей. Далеко не все, что преподают сейчас в школе, нужно детям, большая часть программы выглядит очень формальной и может отбить всякое желание читать. Здесь как с любым предметом в школе, — если повезло с педагогом, все будет легко и интересно, а если не повезло, придется продираться самому. Все, что может сделать родитель, — это открыть вход в другую литературу, актуальную для конкретного ребенка, соответствующую его психологическому запросу.

А как родителю ориентироваться в современной детской литературе? Читать все самому? Прислушиваться к критикам? Или предоставить ребенку возможность самому выбирать и составлять свое мнение?

Конечно, для того, чтобы дать ребенку правильную книгу, родитель должен сам разбираться в сегодняшнем мире детской и подростковой литературы. Это непросто: существуют информационные порталы, но у каждого взрослого есть собственная позиция, ему важно, чтобы книги помогали в воспитании и были сообразны его ценностям и принципам, а не принципам книжного портала, хоть и самого хорошего.

Сегодня детские книги, в основном, продаются в больших сетевых книжных магазинах, и там невозможно, например, получить ответ на вопрос: что почитать ребенку, который боится темноты? Ни один продавец не поможет подобрать книги под потребности ребенка, под конкретные ситуации, в которых книга могла бы помочь. Для этого нужны специальные компетенции, которых у продавцов, а часто и у библиотекарей просто нет.

Возрастные маркировки только сбивают — часто издатели ставят завышенный возраст: если в книге кошка задушила мышку, то по закону должен стоять ценз 12+, что может не соответствовать реальности. Кроме того, все дети разные, и все эти формальные штуки только мешают: что одному рано и в 12, то другому будет как раз в 6 лет.

Собственно, поэтому мы разработали образовательную программу «Детское чтение как ресурс социально-психологического развития ребенка». Мы планируем, что для тех, кто работает с детьми, — библиотекарей, педагогов, психологов — она сможет стать своего рода дополнительным образованием. Но поучаствовать могут, конечно, и родители.

Наталья Афанасьева
23 января 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты