Министерство образования и науки РФ столкнулось с рядом проблем, существующих в модели целевого обучения и целевого приема, введенной в 2013 году. На практике ее ключевые условия не выполняются:
- на сегодняшний день 51% договоров о целевом обучении не содержит мер социальной поддержки студентов,
- более 62% договоров не определяют сроки трудоустройства выпускников.
В ведомстве связывают это с рядом причин — в частности, с отсутствием у регионов средств для оказания социальной поддержки и низкой заинтересованностью работодателей.
Для повышения эффективности целевого приема и обучения разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“ в части уточнения механизма целевого приема и целевого обучения». Суть предлагаемых изменений заключается во ведении трехстороннего договора о целевом приеме и целевом обучении, заключаемого между вузом, заказчиком и абитуриентом. Договор подписывается до начала приемной кампании, и последней стороной, которая делает это, является вуз. Он же оценивает качество документа и отвечает за наличие в нем взаимных обязательств между абитуриентом и заказчиком. Если ответственность сторон прописана нечетко, учебное заведение должно отказаться от договора и не принимать выпускника в пределах целевой квоты.
Предлагается наделить стороны договора обязанностями:
- Вуз: проверка качества договоров, организация конкурсов в пределах квоты целевого приема, создание условий для освоения студентом образовательной программы.
- Студент: успешное освоение образовательной программы, трудоустройство и трудовая деятельность — не менее трех лет в организации, указанной в договоре, на условиях, прописанных в договоре.
- Заказчик: предоставление мер социальной поддержки (в части софинансирования обучения), организация практики студента, трудоустройство выпускника в организации, указанной в договоре, в течение не менее трех лет на должность, квалификационные требования которой соответствуют уровню полученного образования.
Законопроект расширит перечень заказчиков целевого приема: он предусматривает включение в него организаций оборонно-промышленного комплекса, акционерных обществ и дочерних хозяйственных обществ государственных корпораций и организаций.
На селекторном совещании также обсудили варианты решения проблемы, которая заключается в том, что студенты по окончанию обучения не выполняют свои трудовые обязательства.
Пока первоочередной остается принудительная мера (установлена статьей 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). За неисполнение обязательств по трудоустройству с граждан взимается неустойка: штраф в размере бюджетных средств, затраченных на целевое обучение.
Обсуждение материала
Оставить комментарий