Спецпроект

Закодированный мир

Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

Надо смотреть правде в глаза — будущее за теми, кто не просто умеет нажимать на кнопки, а понимает, как устроены технологии. Обучение программированию с самого детства — общемировая тенденция: даже если будущая профессия не будет связана с IT, это одна из главных компетенций ХХI века. В рамках совместного спецпроекта «Учёба.ру» и Компьютерная академия «Шаг» объясняют, зачем ребенку компьютерное образование, что такое «сознательное отношение к компьютеру» и как этому научиться.

Как ни странно, в современном, уже практически полностью компьютеризированном мире, где даже рецепт каши люди первым делом ищут в интернете, большинство пользователей остаются с технологиями на «вы», ограничиваясь самыми примитивными пользовательскими функциями. Дети же и вовсе часто воспринимают компьютер или планшет как игрушку и не более того.

Между тем компьютерная грамотность необходима не только будущим «айтишникам» и сисадминам. Инженеры, врачи, физики, химики, математики, экономисты, дизайнеры, логисты и представители многих других профессий активно используют продвинутые компьютерные технологии в своей работе — уже сегодня не разбираясь в них добиться успеха во многих сферах невозможно.

Почему же не только люди старшего поколения, которые познакомились с компьютерами уже во взрослом возрасте, но и дети, которые, казалось бы, выросли в век информационных технологий, с таким трудом осваивают знания, умения и навыки из области IT? Специалисты называют две основные причины: это либо полное отсутствие взаимодействия ребенка и компьютера, либо нецелесообразность такого взаимодействия.

Получить цифровые знания, умения и навыки человек может, только используя компьютер. Редко, но бывает, что у школьника нет доступа к современной технике ни в школе, ни дома, ни в учебных центрах. Хотя чаще всего техника есть, но нет рядом квалифицированных преподавателей или технологически «подкованных» родителей, которые помогли бы ему. Когда человек не понимает, как использовать ту или иную вещь в повседневной жизни, у него не возникает желания разбираться, как она устроена.

Разумеется, нередко информационные технологии используются в развлекательных целях, но это тоже полезным не назовешь: дети играют в компьютерные игры, портят зрение, у них ухудшаются навыки социальной жизни. Вместо того, чтобы использовать практически неограниченные возможности, подростки, да и взрослые тоже, часто обращают технику себе во вред. Поэтому важно как можно раньше выстроить рациональное, целесообразное, сознательное отношение к цифровой реальности. И, к сожалению, уроков информатики в школе для этого не всегда достаточно.

Эксперты говорят, что занятия по такому профилю позволяют детям увидеть, зачем на самом деле человеку нужны компьютеры, и понять, какие возможности дает такая техника. Это позволяет раньше и более осознанно принять решение о будущей профессии, ускорить общее развитие, повысить самооценку и решить вопрос непродуктивного свободного времени. Компьютер перестает быть игрушкой и превращается в инструмент интеллектуального развития и самовыражения.

В мире это уже многие понимают: вот уже не первый год в разных странах проходят образовательные акции, связанные с цифровыми технологиями. В том числе масштабный проект «Час кода», в рамках которого миллионы людей самого разного возраста из самых разных стран (включая самых маленьких, еще дошкольников) ежегодно осваивают азы программирования.

Создатель Facebook Марк Цукерберг уверен, что способность программировать — это базовый навык будущего и скоро она станет такой же необходимой, как умение читать, писать и считать. А бывший президент США Барак Обама в свое время даже обратился к нации с просьбой больше внимания уделять компьютерным наукам. «Нам выпало невероятное время перемен, — сказал тогда американский лидер, — и эти перемены влияют на то, как именно мы работаем и живем. Новые технологии заменяют собой любой труд, который выполняется автоматически. Теперь человеку нужно больше навыков. Эта тенденция не новость, и она будет лишь усиливаться. Поэтому пора спросить себя, как сделать так, чтобы у каждого был шанс в этой новой экономике?». Ответ на такой вопрос, с точки зрения Обамы, лежит как раз в поле компьютерного образования.

Наталья Строганова,
руководитель учебной части Компьютерной академии «Шаг»

«Я не верю, что бывают люди с каким-то одним „складом ума“: гуманитарным или техническим. Ребенка с любыми наклонностями и интересами можно заинтересовать компьютерным образованием — важно, чтобы наставник распознал его таланты и направил обучение в нужное русло. Мы, например, разбили программу на блоки: школа блогера, рекламный дизайн, робо-инженерные системы, web-разработка, 3D-моделирование и так далее. Каждый студент пройдет все курсы, но, в зависимости от пристрастий или планов, акцент будет на чем-то одном.

Для кого-то важно сделать упор на растровую и векторную графику или создание анимации (Anime Studio) — например, если человек художественно одаренный, творческий. Кто-то выберет работу в фотостудии, школу блогера и создание сайтов, поскольку видит себя в медиасфере. А кому-то интересным покажется создание мобильных приложений, основы программирования на Java, Python, Ruby и создание игр (Unity 3D, Kodu Game Lab).

Заниматься на компьютерных курсах можно со 2-3 класса. Скажем, наша „Малая компьютерная академия“, а также ряд других компьютерных школ принимают ребят с 8 лет. Занимаясь на таких курсах с начальной школы, к 14-15 годам ребенок становится уверенным в себе „айтишником“, умеющим разрабатывать сайты и игры, снимать видео, создавать 3D-графику и анимацию, знает дизайн и несколько языков программирования. Даже если его будущая специальность не будет напрямую связана с IT-технологиями, профессиональная ценность человека, владеющего компьютером, все равно выше, чем у того, кто им не владеет. Маркетолог, который понимает, как устроен сайт и как правильно подобрать контент, имеет больше шансов на успех, и так практически в любых отраслях. А еще программирование учит структурному, системному мышлению, что тоже помогает при выборе профессии».

Малая компьютерная академия поможет:

  • Самостоятельно разрабатывать игры и сайты
  • Научиться программировать
  • Профессионально вести блоги и монтировать видео
  • Определиться с IT-профессией
  • Повысить успеваемость в школе
  • Создавать мультфильмы и работать с графикой

Поделитесь в социальных сетях:

Cпецпроекты