Мой город — Санкт-Петербург
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Итоги работы Минобрнауки: отсутствие новостей — тоже хорошая новость

Правительство ушло в отставку, и пока формируется новый кабинет, все подводят итоги деятельности прежних министров. Ольга Васильева возглавляет Министерство образования и науки с 2016 года. Самый частый комментарий о ее работе — «Ничего кардинально не изменилось». И это очень хорошо. «Учёба.ру» собрала пять самых важных тенденций школьного образования, которые оформились за это время.
Фото: Deepak Adhikari / Flickr / CC BY-SA 2.0

Министерство образования и науки РФ, как и все правительство, ушло в отставку. СМИ пишут о двух самых вероятных кандидатах на пост министра — руководителе образовательного фонда «Талант и успех» Елене Шмелевой и Ольге Васильевой, которая возглавляла ведомство до сих пор. Но в любом случае ведомство не будет работать как раньше — с большой вероятностью его разделят на два министерства — образования и науки.

Каким было образование в эти несколько лет, когда им руководила Васильева? Многие эксперты, учителя и родители школьников, комментируя итоги этого периода, говорят, что никаких серьезных изменений не произошло, даже если громких заявлений было много. И это, скорее, хорошо.

Ольга Васильева была назначена на должность министра образования и науки 19 августа 2016 года. До этого несколько лет она работала в Администрации президента и, как говорит сама, переходя на новую должность, «подтянула» за собой часть прежней команды. Многие из тех, кто по роду деятельности взаимодействует с Минобрнаукой, замечают, что ведомство стало более закрытым и бюрократизированным.

Критика ЕГЭ

Начала новый министр достаточно круто — с резкой критики системы, которая с таким трудом и скрипом внедрялась до этого. Особую неприязнь у нее вызывал единый государственный экзамен. Васильева сразу заявила о том, что будет бороться с «натаскиванием» на ЕГЭ вместо учебы в старших классах, а позже и вовсе предложила вернуть «входящие письменные экзамены» в некоторые вузы. Эксперты гадали, не указывают ли такие высказывания главного человека в сфере образовании на движение в сторону старой школы. «Мы сейчас в ситуации человека, который стоит на светофоре, где одновременно горят красный и зеленый свет. Я в школе с 1984 года, и все это время она постоянно находится в состоянии реформы. Сейчас угрожают сломать и ту систему, которую последние 25 лет так жестко и тяжело вводили. И что останется? Хочется уже сказать: оставьте школу в покое», — так прокомментировала эту ситуацию Елена Романичева, доцент МГПУ, глава предметной комиссии ЕГЭ по литературе. Впрочем, опасения оказались напрасными — изменить систему ЕГЭ не под силу даже министру образования. В Федеральном законе об образовании, принятом в 2012 году, четко прописано, что единственной формой итоговой аттестации является единый государственный экзамен, который одновременно считается и выпускным, и вступительным.

Больше контрольных

Впрочем, желание усложнить жизнь абитуриента и школьника, очевидно, не покинуло министерство, и уже в 2016 году были введены ВПР — Всероссийские контрольные работы по пяти предметам, «которые являются неосновными». По задумке ведомства, ВПР для 11-х классов должны были стать механизмом, направленным против «натаскивания» выпускников на сдачу ЕГЭ. Глава Минобрнауки тогда вновь подчеркнула, что необходимо заботиться об усвоении школьной программы, а не о результатах экзамена.

Сначала внезапное решение организовать пять дополнительных контрольных по предметам, не входящим в ЕГЭ: истории, биологии, географии, химии и физике, — вызвало панику у выпускников, чьи нервы и без того сдают во время подготовки к единому экзамену. Однако все оказалось не так страшно, как выглядело сначала. Во-первых, выяснилось, что контрольные эти пока не обязательные и вводятся по решению школы. И, самое главное, — то, чего больше всего опасались, — их результаты не влияют на аттестат.

Пересмотр льгот и медалей

В последние несколько лет изменилось отношение Минобрнауки к олимпиадам и золотым медалям. Васильева несколько раз заявляла, что льготы, которые дают олимпиады для поступления в вузы, должны быть пересмотрены. По мнению главы ведомства, таких абитуриентов стало слишком много. «Сегодня победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в разы больше, чем их было в советское время, когда олимпиады были еще всесоюзными. Так, в 2014 году их было в 20 раз больше, в 2015 году — в 14, в 2016 году — в 12, в 2017 — в 13 раз», — приводила данные Ольга Васильева. Она уверена, что радоваться здесь нечему: тенденция говорит не столько о повышении уровня образования, сколько о «не совсем верных подходах к оценке».

Что касается медалей, то, по мнению Васильевой, «за последние десятилетия произошла страшная девальвация самого понятия «золотая медаль». Министерство образования и науки РФ сообщило о том, что разрабатывается проект изменений по порядку выдачи медалей «За особые успехи в учении» — именно так правильно называть эту награду сегодня. И этот порядок планировалось ужесточить.

Контроль за учителями

Начиная с 2018 года, в стране обещали ввести новую модель аттестации учителей. Основная цель изменений — отсеять слабых педагогов. Аттестация должна включать в себя проверку не только уровня знаний по предмету, но и навыков преподавания, а также изучение реакций учителей на разные психологические ситуации. Предполагается также, что учителям придется писать эссе, которое продемонстрирует широту их кругозора, а если работник не пройдет аттестацию, его отправят на переподготовку. Многие учителя назвали такие проверки унизительными и неправомерными. Педагоги получают диплом, который говорит о профпригодности. «Непонятно, на каком основании подвергается сомнению диплом специалиста, выпущенного вузом, прошедшим госаккредитацию», — писали они на своих форумах. Кроме того, обязательное тестирование по предмету, которое было введено уже в 2017 году, а уж тем более обнародование результатов, многие восприняли как нарушение своих прав, подчеркивая, что закон «Об образовании» не обязывает учителей сдавать ЕГЭ. Многие педагоги отметили, что в последние годы их труд в школе стал более сложным из-за все нарастающего обилия отчетности и административной работы, которая не оплачивается.

Единый стандарт

Резкую критику в учительском сообществе вызвали и новые федеральные стандарты образования. Сначала тревогу забили словесники, узнав, что в марте состоялось заседание Минобрнауки, посвященное новому стандарту изучения литературы в школах. На сайте гильдии «Словесник» появилось открытое письмо, под которым подписалась почти тысяча учителей, директоров школ, вузовских преподавателей и писателей. «Подготовленные Минобрнауки документы перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в письме. В частности, в документе, подготовленном Минобрнауки, есть список произведений, обязательных для изучения во всех учебных заведениях среднего образования, и их 235. Прочитать все это дети должны за пять лет — с 5-го по 11-й класс. Несложно подсчитать: для того, чтобы пройти новую программу полностью, ребятам придется читать и изучать по 47 произведений в год. Впрочем, выяснилось, что эта проблема касается не только литературы, а всех школьных предметов.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты