1. Тайм-менеджмент
Способность эффективно управлять своим временем — одна из главных в современной жизни. На голову любого сотрудника ежедневно сыплется такое количество разноплановых дел, что совершенно необходимо уметь их структурировать, распределять по степени важности и срочности. Нужно учиться работать максимально продуктивно, при этом не забывая и про перерывы.
К сожалению, российская вузовская система с сессиями два раза в год скорее прививает студентам навык авральной работы: как в крайне сжатые сроки выполнить огромный объем задач. В большинстве университетов и институтов планомерная подготовка никак не поощряется, и лишь изредка за отличную работу во время семестра можно получить «автомат».
2. Искусство самопрезентации
Вы отлично учились в вузе, параллельно проходили практику и к выпуску получили не только красный диплом, но и реальные знания. Вот только на работу берут не вас, а главного балагура с потока. Почему? Часто в выигрышной позиции оказывается не тот, у кого больше опыта и знаний, а тот, кто может убедительно объяснить компании, почему он лучший. Поэтому все ваши знания мало значат, если вы не в состоянии о них рассказать: составить наглядное резюме и показать себя профессионалом на собеседовании. Об этом никто не говорит на занятиях в вузе, но умение хорошо себя подать — один из самых нужных навыков при построении карьеры.
3. Нетворкинг
Хочется нам этого или нет, но связи решают многое. Речь тут идет даже не о «блате», которым многих пугают, а о простых человеческих взаимоотношениях. Если вы плохой специалист, никто не возьмет вас в приличную компанию на престижную должность, даже если вы знаете всех директоров. Но если у вас есть знакомства, вы, скорее всего, первым узнаете об открывшейся вакансии и сможете быстрее других пройти собеседования; если вы зарекомендовали себя, именно вас предложат как профессионала.
Большинство находит в вузе друзей, но это происходит спонтанно, без какого-то плана. Никто не учит студентов, как поддерживать и развивать взаимоотношения, как не становиться нахлебником или, наоборот, не сажать людей себе на шею.
4. Ведение деловой документации и переписки
За годы учебы студенты сдают множество самых разных письменных работ, от эссе и рефератов до диплома и диссертации. И тем не менее к концу обучения практически никто не знает, как нужно их оформлять. А уж о правилах деловой переписки ребята помнят только из топиков по английскому. Многие продолжают сдавать работы с названиями «Диплом.docx» или даже «Новый документ 23» и общаться с преподавателями, как с друзьями.
Подобные вещи могут казаться мелочами, но умение правильно оформлять документы и вести переписку влияет на шансы получить работу. Отдел кадров и, в дальнейшем, начальство благосклоннее отнесется к кандидату, способному понятно назвать резюме и пишущему с нейтральной почты, чем к десятому присланному «Резюме.docx» с почты Vase4ka96. Это может никак не отражать ваши реальные навыки, но грамотное письмо и правильно составленные сопроводительные документы показывают компаниям ваше отношение к делу — профессиональное или не очень.
5. Расстановка приоритетов
Чтобы получить повышенную стипендию, а затем и красный диплом в вузе, нужно одинаково успевать по всем предметам — важны они вам или нет. Образование в нашей стране в принципе построено на идее, что каждый должен знать все.
В дальнейшей жизни и на работе, напротив, совершенно необходимо уметь расставлять приоритеты и отделять важные задачи от второстепенных. Причем речь идет не только о повседневном тайм-менджменте и решениях вроде «за какое дело взяться первым». Умение выделить главное пригодится и при выборе места работы, когда требуется, скажем, понять, что для вас важнее — интересный опыт или деньги, которые предлагают в компании.
6. Работа в команде и коммуникация
Все мы так или иначе работаем в непосредственном контакте с людьми. Даже одиночки-фрилансеры вынуждены взаимодействовать с другими, особенно если занимаются крупными проектами. Поэтому умение общаться и выстраивать деловые отношения — крайне важный навык, который почти не развивается во время учебы. Большинство проектов, реализуемых в вузе, одиночные. Лишь изредка студентов разбивают на команды, но даже тогда никто не контролирует, как именно идет коммуникация, не работают ли из всех лишь один-два человека и т. д. В случае же контакта с преподавателем, которого можно представить в роли заказчика или начальника, у учащегося нет никакого права голоса.
Это приводит к тому, что выпускники имеют довольно смутные представления о командной работе, не умеют договариваться и отстаивать свою позицию, вести переговоры и дискуссии.
7. Работа над ошибками
Ненавистная многим «работа над ошибками» заканчивается в начальной школе. Дальше никто не заставляет разбираться, что пошло не так при выполнении задания. Студенты просто получают свою оценку и двигаются дальше. У них нет никакой мотивации просматривать выполненную работу и, тем более, экспериментировать с новой. Никто не похвалит их за необычное решение упражнения или нестандартный подход к сочинению. Скорее наоборот: преподаватели поставят низкую оценку.
Из-за этого студенты стремятся найти единственно правильное решение, работают в жестко заданных рамках, тогда как в большинстве перспективных профессий требуется гибкое мышление и способность придумывать новое.
8. Поддержка душевного здоровья
Вместе с необходимостью продуктивно работать пришла необходимость и научиться эффективно отдыхать. Непрерывный труд может привести к выгоранию, восстановиться после которого непросто. Поэтому выигрывают даже не те, кто умеет много и хорошо трудиться, а те, кто способен долго поддерживать свою работоспособность.
К сожалению, на единственном предмете, связанном непосредственно с жизнедеятельностью, преподаватели больше рассказывают о том, как спастись от ядерных взрывов и что делать при землетрясениях. Выпускникам приходится уже на практике учиться, как поддерживать свою мотивацию.
9. Постановка реалистичных целей
Во время обучения студентов бросает из крайности в крайность. Часть преподавателей рассказывает, что филолог — самая важная специальность, и нужны они везде; другие, наоборот, предрекают инженерам работу в закусочных или в НИИ за копейки. Из-за такой разноголосицы у выпускников часто складываются совершенно нереалистичные представления о будущем: как слишком позитивные, так и слишком негативные.
Нужно уметь объективно оценить свои знания, навыки и опыт работы, сравнить с ситуацией на рынке и существующими предложениями и строить свои планы уже исходя из полученных данных. Так вы, с одной стороны, не будете требовать слишком многого, а с другой, не попадете к людям, которые наживаются на неопытных выпускниках.
10. Умение учиться
Как ни странно, еще один навык, который не дают в вузах, — это умение учиться. В эпоху интернета, когда любой факт можно проверить за несколько секунд, а большая часть работы автоматизируется, нет никакой необходимости зазубривать годы жизни великих экономистов или уметь выводить в уме сложные формулы. Гораздо важнее становится разбираться в сфере в целом, знать, кого можно спросить и куда обратиться, уметь находить и анализировать информацию.
Сложившаяся система обучения не поспевает за изменениями, и, к сожалению, программа большинства вузов все еще построена на бездумном запоминании информации.
Обсуждение материала
Оставить комментарий