Мой город — Санкт-Петербург
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Правила поступления: Университет ИТМО

Как в ИТМО устроен отбор абитуриентов, чему учат в Летней
компьютерной школе и где работают студенты старших курсов?
Об этом рассказал выпускник и сотрудник ИТМО Владимир Ульянцев.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
20 июля 2015
1 комментарий

Наиболее способные

Я заканчивал лицей в 2007 году. В то время приём в вузы шел не только по ЕГЭ — у каждой кафедры могли быть свои вступительные испытания. На кафедру компьютерных технологий ИТМО принимали или дипломантов всероссийских олимпиад по информатике (которыми являлась половина моих одногруппников), или абитуриентов, которые успешно завершили программу, длившуюся весь 11 класс.

Данная программа включала курс лекций по информатике с последующей успешной сдачей олимпиадных задач по математике, олимпиадных задач по программированию и проекта по программированию. Цель отбора очень проста — собрать наиболее способных выпускников Санкт-Петербурга и России.

У меня не было диплома всероссийских олимпиад, поэтому я готовился к олимпиадным задачам программы, решая им подобные и занимаясь в городских кружках. Кроме того, я долго готовил свой вступительный проект — программу для шифрования файлов. Я сам придумал тему про использование флешки как ключа шифрования, писал программу на языке паскаль. Я занимался в кружке своего же физико-математического лицея № 239 и в кружке Дворца творчества юных в Аничковом дворце, что помогло успешно справиться с вступительными задачами по информатике.

Завершением программы были соревнования. Сначала — соревнования по программированию: полтора часа было дано на решение четырех задач с автоматизированной проверкой. При автоматизированной проверке, которая применяется и на всех олимпиадах всероссийского уровня, и при обучении студентов, решения проверяются на корректность (и плагиат) сервером автоматически. Следующее соревнование было по математике: три тяжелые задачи нужно было защитить устно. Как это происходило? Поступающему дается задача, он пишет ее решение на бумаге и защищает свое решение в устной беседе с преподавателем. Это подобие устного экзамена: надо доказать корректность своих рассуждений, отвечать на возникающие вопросы. У задачи потенциально может быть не одно решение. Можно было получить неполный балл при плохом или неполном ответе. Однако таких экзаменов при поступлении уже не существует.

Я уже не помню, какой балл получил на защите задач, но достаточно высокий, чтобы поступить.

В 11 классе я уже больше занимался в ИТМО в рамках программы подготовки, чем в кружках. Уже на следующий курс вузы были обязаны принимать только по результатам ЕГЭ и дипломам олимпиад из определенного списка: обозначенная программа подготовки осталась в прошлом.

Летняя компьютерная школа

После 10 класса летом я учился в летней компьютерной школе. Это прекрасное место для школьников, желающих стать профессиональными программистами. Позже участвовал еще в пяти школах уже как вожатый-преподаватель. Сейчас туда очень высокий конкурс. ЛКШ — отдельная история в российском образовании, подробнее о ней желающие могут почитать на сайте lksh.ru.

Летняя компьютерная школа — это летний лагерь для школьников, организуемый группой преподавателей-энтузиастов примерно с 2004 года. Один из главных организаторов — Андрей Станкевич, тренер команд ИТМО, которые шесть раз становились чемпионами мира по программированию ACM ICPC. Как раз Андрей однажды меня пригласил принять там участие в качестве преподавателя. В Летней школе школьники каждый день слушают лекции, пишут программы на компьютерах, участвуют в спортивных и интеллектуальных соревнованиях. Я прошел длительный заочный отбор, чтобы учиться в школе в 2006 году. Мне там очень нравилось как школьнику — масса новых знаний, отличный состав преподавателей, талантливые ребята со всей России.

Занятно, что в последние годы школа поддерживалась фондом «Династия» Дмитрия Зимина, который по политическим причинам он был вынужден закрыть. Теперь, вероятно, школьникам придется платить больше денег за участие.

В разных городах проводятся также зимние смены школы. Я встретил там два или три Новых года вместе со школьниками и преподавателями.

Жесткий отбор

Я не пожалел о своем выборе вуза. Я выбирал между матмехом СПбГУ, Политехом и ИТМО, но почти не сомневался, что лучше всего обучают программированию именно в ИТМО. До сих пор я считаю так же: у нас одна из лучших кафедр в России по подготовке программистов.

О преимуществах одной из лучших кафедр по программированию можно рассуждать долго. Выделю основные. Преподавательский состав — учителя, способные вложить профессиональные знания как в будущих чемпионов мира по программированию, так и в рядовых программистов. Политика приглашения лучших преподавателей Санкт-Петербурга для чтения курсов была внедрена Владимиром Глебовичем Парфеновым и Владимиром Николаевичем Васильевым еще при организации кафедры 20 лет назад. Так, на первых курсах обучения математический и функциональный анализ читают преподаватели матмеха, физику — физфака. Лекции по программированию читают, в основном, специалисты крупных IT-компаний города. Среди запоминающихся преподавателей можно выделить моего научного руководителя, Анатолия Абрамовича Шалыто. Он хорошо мотивирует студентов, настраивает их на работу в науке или над своими стартапами.

Второй весомый плюс обучения на кафедре компьютерных технологий тесно связан с обозначенным первым — сами студенты. Проходя жесткий отбор, ты попадаешь в сильную компанию одногруппников, в основном, дружную и, несомненно, интеллектуальную. Учиться, правда, готовы не все, поэтому к концу бакалавриата остается около половины поступивших.

Особенности обучения

В обучении делался акцент на предметы, тесно связанные с программированием или развитием математической сообразительности. Программирование чаще всего сопровождалось большим объемом практики: мы писали разнообразные программы: начиная со всевозможных алгоритмов, заканчивая компиляторами и пользовательскими интерфейсами. Работа программиста — обычное ремесло, а в каждом ремесле, к сожалению, 95% рутины.

Мне были наиболее интересны предметы, больше связанные с алгоритмами и дискретной математикой, чем с конкретными технологиями. Технологии меняются, а основные принципы остаются неизменными, они интереснее просто сами по себе.

Выделю еще одну особенность обучения — основная учебная нагрузка приходится на первые три курса, остальные три года предполагается тесное взаимодействие студентов с компаниями — практика, стажировка, работа — и посещение вечерних лекций в ИТМО. Большинство студентов уже на четвертом курсе работают по 20-40 часов в неделю наравне со старшими коллегами. Некоторым трех-четырех лет интенсивного обучения мало: они уходят в магистратуры других специальностей. Так, мой одногруппник работал в «Яндексе» программистом на третьем и четвертом курсах. Затем закончил магистратуру ВШЭ, а теперь работает в том же отделе «Яндекса», только уже не программистом, а старшим менеджером одного из крупных проектов компании.

Работа в ИТМО

В ИТМО в целом наблюдается здоровая атмосфера. Можно выделить много разных нюансов, но, в целом, вектор развития, заданный и ректором Владимиром Николаевичем Васильевым, и сотрудниками, положителен. Сейчас этот вектор ориентирован на выполнение программы «5-100»: научная работа, рейтинговые публикации, международные учебные программы, студенческий имидж университета. В целом выдвигается тезис «университет для студентов» — в том смысле, что для них не меньше, чем для сотрудников.

Я работаю в ИТМО со второго курса, то есть уже семь лет. За годы работы в ИТМО я занимался разными проектами. Сначала — образовательными: готовил и проводил курсы, олимпиады по программированию, компьютерные школы, писал статьи для школьников (например, для журнала «Компьютерные инструменты в школе»). Сейчас работаю старшим сотрудником в лаборатории компьютерных технологий. У меня мало формальных обязанностей и много возможностей для творчества в разных сферах научной деятельности. Из неоспоримых плюсов можно выделить адекватные денежные условия — мы сами выигрываем много грантов, но нас также поддерживают такие компании, как JetBrains, «Яндекс», «Транзас», Mail.Ru Group, за что мы им очень благодарны.

Что касается работы остальных выпускников кафедры, почти все мои бывшие однокурсники работают в крупных IT-компаниях России и мира. Есть те, кто уехал в Силиконовую долину и работает в компаниях Twitter, Facebook. Кто-то работает в отделениях Google в Лондоне и Цюрихе. Есть ребята, работающие в московском или петербургском «Яндексе», OpenWay, Mail.ru, «Одноклассниках» и других компаниях. Вообще с годами люди меньше хотят работать на других и организуют стартапы или вписываются в них.

Некоторые выбирают иные направления жизни — играют в покер на профессиональном уровне, посвящают себя музыке, а иногда и медицине. Это жизнь, каждый для себя решает и как ее жить, и какой уровень знаний необходимо получить для достижения своих же целей.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
20 июля 2015
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты