Лёша Кацалуха
Елена Романова
Психолог НОУ ДО «Архитектура Будущего»

«Сбор портфеля — это навык»

Наши привычки зачастую говорят о нас больше, нежели мы сами готовы или способны о себе рассказать. Даже просто наблюдая за человеком, можно многое понять о нем. Это касается и даже такого небольшого кусочка «паззла» нашей жизни, как укладывание вещей в портфель.

Что же может включать этот на первый взгляд обыденный процесс? Безусловно, первый компонент укладывания вещей — это подготовка к предстоящему дню или событию. По тому, как человек собирается, можно узнать о его отношении к мероприятию. Вспомните какое-нибудь важное для вас событие: тщательно выбирается одежда для него, учитываются все нюансы, что может понадобиться с собой, даже «про запас» наверняка подготовлены вещи; в особо значимых случаях даже можно список написать, чтобы точно ничего не забыть. То же касается и собирающегося в школу юного ученика — манера собирать рюкзак весьма ярко может говорить об отношении к своему учебному заведению. Если малыш с вечера капризничает, отказывается приготовить заранее вещи для школы, задумайтесь, что за этим стоит. Зачастую «безответственное» отношение к сборам подразумевает наличие сложностей там, куда скоро нужно будет идти.

Во-вторых, в процессе сборов проявляются, безусловно, и личностные особенности: аккуратность, терпение, эмоциональность, внимательность и наблюдательность, ответственность, самостоятельность, способность планировать время. Кроме того, становится видно и отношение к вещам, у людей взрослых уже, как правило, сформированное, у юного поколения — еще только закладывающееся. Понаблюдайте, как в вашей семье принято собираться? Ребенок перенимает у взрослых многие привычки, которые, в свою очередь, влияют на формирование его собственных качеств и отношения к сборам.

И, конечно, важно обратить внимание на то, что же входит в «необходимый набор» отправляющегося в путь. Если взрослые, скорее, склонны обращать внимание на практичность и применимость того, что они берут с собой, то для детей часто важнее другие аспекты. Например, для малышей важно, чтобы их вещи были яркими, любимыми, несущими определенную эмоциональную нагрузку (подарила любимая бабушка, нарисован персонаж, на которого хочется быть похожим). Для подростков же важно, чтобы вещи давали возможность выделиться, проявить себя как оригинальную личность, были в определенной степени престижными (ластик необычной формы, кеды популярной марки).

 

Что берет с собой ваше чадо помимо необходимого минимума? Зачастую именно эти «необязательные» предметы дают наибольшее количество информации о том, что происходит с ребенком.

Вот несколько наиболее распространенных примеров, требующих своевременного вмешательства со стороны родителей:

  1. Ребенок берет с собой в школу нож/молоток/игрушечный пистолет (любое средство защиты). Как правило, это является сигналом того, что есть ощущение небезопасности, дискомфорта или даже угрозы в школьной среде. Однако не пугайтесь сразу, это также может быть способом привлечения внимания интересной одноклассницы или завоевания уважения сверстников. В любом случае, это предмет для доверительного разговора о том, что происходит в школе и совместного поиска решения сложившейся ситуации.
  2. Школьник носит с собой любимую игрушку/куклу. Для первоклассника это может быть нормально, ведь ребенку сложно бывает сразу переключиться с «домашней» среды на «учебно-взрослую». Для ребенка постарше это может быть уже признаком развивающегося инфантилизма, сложности в адаптации к школьной жизни, что дает основание для родительского беспокойства и повод для разговора с ребенком и учителями.
  3. Собранным считается только портфель, в котором лежит игровой «гаджет» — планшет, PSP. С одной стороны, игровые электронные устройства сейчас — это норма жизни, с другой — стоит задуматься, не является ли приверженность технике помехой для учебы и общения?
  4. Еще один нередкий случай — ребенок носит с собой в школу все-все учебники и тетради на все дни недели, в результате чего требует рюкзак необъятных размеров, который и весит весьма и весьма тяжело. Такой подход может говорить о развитии гиперответственности к учебному процессу или просто о неумении или нежелании собираться каждый раз заново.
  5. Ребенок просит покупать ему вещи определенной марки или цвета. Потом через какое-то время отказывается их брать и просит купить новые. Такая ситуация нередка в случае, если ребенок пытается войти в какую-либо из существующих «группировок» в классе, чаще всего, в средней школе. В возрасте 11-13 лет соответствие тенденциям в классе («сегодня мы все ходим в красном», «модным считается тот, кто любит кукол Monster High») является важным для того, чтобы быть принятым в круг общения. В такой ситуации важно обращать внимание ребенка на то, какие есть еще способы привлечения внимания, установления контакта и поддержания успешных отношений со сверстниками.

Как бы то ни было, помните о том, что сбор портфеля — это навык, а навык можно развивать, и в этом заключается одна из многочисленных ответственностей родителей. И в том, как наше чадо собирает вещи, есть во многом и наши, родительские, привычки, черты и особенности.

Лёша Кацалуха
Елизавета Балабанова
Практикующий психотерапевт

«Не стоит требовать излишней педантичности»

Стоит ли ругать ребенка за беспорядок в школьном портфеле? Является ли поводом для беспокойства излишняя педантичность? Люди-аккуратисты, как правило, пользуются уважением в обществе, однако не стоит забывать о том, что мир ребенка гораздо более хаотичен и гибок, нежели мир взрослого человека. Не стоит требовать от школьника, особенно младшеклассника, излишней педантичности.

Хаос в школьной сумке — компенсация непривычного порядка, к которому приучают ребенка в новой социальной роли.

Школьник ежедневно находится в жестких рамках социума, он вынужден играть соответствующие роли. Даже у некоторых взрослых людей беспорядок на рабочем месте или в сумке является способом защитить свое личное пространство от внешних ограничений. Ребенок таким образом бессознательно охраняет свое детство и чувствует себя более спокойным и свободным, что необходимо для успешного и комфортного обучения. Кроме того, так называемый «творческий беспорядок» в сумке встречается у талантливых и разносторонних личностей. Поводом для волнения является систематический беспорядок не только в манере складывать вещи в сумку, но и в повседневной жизни. Если в сумке и на рабочем месте постоянно царит хаос, а сам человек чувствует себя дезорганизованным, велика вероятность серьезных стрессов, переутомления, эмоционального выгорания. Особенно ярко это проявляется у людей, склонных в обычном состоянии к порядку.

Лёша Кацалуха
Галина Ухова
Детский психолог

 

«Терпения вам, дорогие родители»

Толерантность к беспорядку зависит в первую очередь от типов характера человека Именно черты характера отражают то, как живет и действует человек. Существует много классификаций характера, большинство современных психологов выделяют восемь основных типов, в основе каждого из которых лежат базовые свойства, связанные с природными особенностями нервной системы, потребностями и эмоциями. Одни люди «от природы» доверчивы и открыты, свободно выражают свои эмоции, другие погружены в себя и осторожны. И эти базовые свойства находят свое отражение во всех сферах проявления людей.

Возьмем пример с портфелем.

Ребенок с сангвиническим характером не будет обращать особого внимания на порядок и последовательность укладывания предметов по местам. Он скорее побросает все подряд в портфель и поспешит играть к друзьям. Если родители будут настаивать на том, чтобы он все достал и опять аккуратно сложил, это будет его несказанно злить и он попытается отделаться от такого занудного занятия как можно быстрее, поскольку свобода и самостоятельность таким детям дороже всего, однообразие же он переносит с трудом.

Замкнутые дети (интроверты), наоборот, очень любят порядок, они остро реагируют на беспорядок и к собиранию своего портфеля будут подходить очень ответственно. Внутренний мир таких детей организован и упорядочен, так же должен быть упорядочен и внешний.

Ребенок, имеющий напряженно-взрывчатый характер, обладает некоторой замедленностью нервных процессов, он нередко «застревает» на каком-то своем переживании. Он серьезен, основателен , с особой тщательностью выполняет какую бы то ни было работу, и, соответственно, к собиранию портфеля будет подходить столь же основательно: перекладывать его содержимое с места на место , из одного отделения в другое, пока не найдут самой лучший, на их взгляд, вариант.

 

И не пытайтесь ему в этом помешать. Он будет стоять на своем, ведь вы вмешиваетесь в такое важное дело.

Тревожные (астенические) дети будут относится к подобному занятию с повышенным вниманием, но не ради порядка в портфеле, а из опасения, что они не справятся с заданием. Поэтому, они могут спрашивать взрослых, куда что лучше разместить, сомневаться, переспрашивать еще и еще раз. Могут огорчаться и раздражаться на себя, казалось бы из-за такого пустяка. Они очень чувствительны к оценкам взрослых и товарищей, и, если кто-то из родителей поторопит такого ребенка или скажет что-то типа: «Тебе ничего нельзя поручить, даже такого простого дела!», ребенок будет долго переживать или даже расплачется.

Демонстративные дети любят всегда быть в центре внимания и получать как можно больше знаков восхищения и одобрения. К собиранию портфеля они скорее всего отнесутся равнодушно, разве что, этот портфель не будет каким-то особенным, чтобы привлечь внимание всей школы! Но и тогда его вид снаружи для них гораздо важнее, чем содержимое — главное, чтобы он привлекал к своему владельцу внимание.

Эмоционально-лабильный ребенок может отнестись к такому ежедневному делу в зависимости от настроения : хорошее настроение — с удовольствием все сложит и даже аккуратно, плохое — может сесть в уголок и искренне расстроиться, что не получается уложить все так, как хотелось бы или бросить это дело и расплакаться. В любом случае, для таких людей важнее эмоциональное состояние, чем порядок в вещах. Если взрослые с пониманием отнесутся к его переживаниям, утешат, объяснят, что не все так плохо, он сможет в спокойном состоянии все аккуратно сложить.

Дети, относящиеся к неустойчивому типу, часто не могут собраться и заставить себя вообще подойти к портфелю и даже вспомнить о том, что его нужно собрать. Если мама не напомнит, то может и вообще без портфеля уйти не потому, что память плохая, а потому что не хотят сделать хоть какое-то усилие над собой. Таким детям надо терпеливо и упорно приучать к дисциплине и труду в разных его проявлениях — и по дому ,и в отношении к школьным обязанностям.

Представители конформного типа характера стараются не выделяться среди других, и если принято быть аккуратными и собранными, они постараются следовать этому эталону. И портфель у них будет уложен по правилам, и все, что положено будет в нем лежать.

Я рассмотрела очень кратко природные проявления черт характера в отношении одного простого дела — собирания портфеля. Но даже и на его выполнение будет оказывать влияние среда, воспитание, с помощью которого можно смягчить острые проявления качеств, которые расстраивают и самого ребенка и окружающих его взрослых и сверстников, усложняя ему жизнь. Поэтому, как и во всем, что касается ребенка, в превращении этого каждодневного рутинного занятия из обузы в легкую и радостную игру, невозможно переоценить роль родителей. Терпения вам, дорогие родители и успехов в этом увлекательном процессе.