Я оформляла тур клиенту. Сегодня мы работаем по очень строгим правилам. Например, при оформлении заявки стоит неверно указать букву или цифру в инициалах или в дате рождения туриста, как автоматом фирме выписывается штраф ‒ 20-30 евро. Естественно, он «ложится» на менеджера. Приходится работать без права на ошибку, при этом контролируя множество вещей: визовые документы, расписание рейсов, брони отелей. Например, недавно по крымскому направлению авиакомпания неожиданно отменила вылет, на который уже были проданы билеты. Пришлось их переоформлять в экстренном порядке, и такие форс-мажорные ситуации в нашей работе ‒ обычная вещь. Надо быть готовой к тому, что тебе могут позвонить в любое время суток, чтобы перебронировать трансфер или изменить время вылетов.
После школы я поступила на бюджет в Академию гражданской авиации. Наша группа была экспериментальным набором, и мы, будущие специалисты по сервису на всех видах транспорта, плохо понимали, как будем реализовывать себя в будущем. Перспективы трудоустройства выглядели туманно, по-моему, даже наши преподаватели их полностью не понимали. В этой ситуации мне и моим однокурсникам ничего не оставалось, кроме как искать дополнительные источники знаний. Однажды в одной из газет я увидела объявление, которое меня заинтересовало, ‒ при филологическом факультете Университета открывались курсы по подготовке менеджеров по туризму. В Академии мы изучали основы туристического дела, сервисологию, конфликтологию, логистику — предметы, близкие к сфере туриндустрии. К тому же путешествия всегда были моей стихией, мы с родителями на машине объездили почти всю Россию. «Хорошо бы поделиться накопленными впечатлениями и заодно открыть для себя неизведанные уголки мира», ‒ решила я, записываясь на курсы. Правда, сомневалась, что поступаю правильно: «Что если так и не переборю застенчивость и неуверенность, которые так мешают мне в жизни?» Например, в школе, отвечая урок, краснела от смущения, могла «провалиться» и не рассказать даже хорошо выученный материал.
Я смогла избавиться от неё, работая в туризме. Правда, не сразу. На первых порах было очень трудно начать общение с потенциальными туристами: присущие мне скованность и зажатость мешали. А как неуверенный в себе менеджер убедит клиентов приобрести предложенный им тур? В общем, сначала приходилось буквально переламывать себя, изо всех сил скрывая своё смущение. Помню, однажды, в начале работы, при оформлении тура просчиталась в окончательной сумме, а все документы были уже выписаны. Представляете, каково было мне, стеснительному человеку, звонить клиенту с извинениями и объяснениями? Пришлось буквально сжимать кулаки от волнения. К счастью, человек с пониманием отнёсся к моей ошибке.
На курсах нас разделили на две группы. В первой оказались желающие заниматься туроператорской деятельностью ‒ непосредственно создавать туристический продукт и его продавать, во второй ‒ те, кто предпочли работать в турагентстве, продавать уже готовые туры. Именно этим делом, где всё построено на живом общении менеджера и клиента, мне и хотелось заниматься. В процессе обучения мы изучали основные туристические направления и их особенности, законодательные основы отрасли, основы психологии, туристический маркетинг, учились работать с документацией. К моменту окончания курсов я уже чётко понимала, что пришла по адресу и именно в туриндустрии хочу работать. Защитив диплом по теме «Русь Православная», я почти сразу пошла работать стажёром в турфирму своих знакомых.
Как правило, мои коллеги ‒ люди с высшим образованием и с самыми разными специальностями. Есть среди них бывшие химики, физики, географы, но чаще всего переквалифицируются в менеджеров по туризму бывшие экономисты. В любом случае почти все они, так же, как и я, получили профильное образование, окончив курсы по туризму.
Сначала хваталась за всё, была, что называется, на подхвате. Работала и курьером, и визовым менеджером, оформляла паспорта, страховки. Только потом начала заниматься реализацией готовых турпакетов. Помню свой первый проданный тур ‒ «Псков, Изборск, Печоры». По этому маршруту я много раз путешествовала, так что неудивительно, что я могла его убедительно рекламировать. Вообще, реализовывать туры по России у меня получилось сразу. Позже, уже став менеджером, я съездила на пароме в своё первое заграничное путешествие ‒ Финляндия-Швеция, и, увидев воочию маршрут, смогла уверенно рекламировать скандинавское направление. Вот браться «за пляж» долго не рисковала: не хватало опыта путешествий по южным курортам, а действовать на ощупь в туризме тяжеловато. Добирая знания, я посещала операторские семинары, слушала опытных коллег, самостоятельно прослушивала он-лайн курсы для турагентов: садилась у компьютера с каталогом отелей и делала для себя пометки. Сегодня, 8 лет спустя, уверенно продаю любые туры, но «любимчики» всё равно есть: Кипр, Болгария, Греция, как мне кажется, беспроигрышные варианты отдыха.
Большой упор делается на Россию. Например, этой зимой была очень востребована сочинская «горнолыжка». По Крыму очень хорошо идёт экскурсионная программа. По-прежнему туристы любят приобретать туры с санаторно-курортным лечением. Востребованы такие известные российские здравницы, как Анапа, Геленджик, Кавказские Минеральные воды и все прилегающие к ним курорты. Санатории Ленобласти безумно дорогие: в среднем двухместный номер стоит около пяти тысяч рублей в сутки. Конечно, на этом фоне существенно выигрывают белорусские здравницы. Что касается пляжного отдыха, то, пожалуй, самые бюджетные варианты предлагают сегодня турецкие туроператоры. На летний период одноместное недельное проживание стоит примерно 25 тысяч рублей, номер для двоих ‒ 45-50 тысяч. Конечно, речь идёт о бюджетных трёшках.
Мне кажется, они скоро сойдут на нет. Сегодня единичные операторы «поднимают» самолёты. Например, если брать кипрское направление, то в Петербурге это под силу сделать только турагентству «Библио-Глобус». Фактически билеты на чартеры по Кипру есть только у него. Стоит кампании закрыть рейс — билеты исчезают из продажи. Если их остаётся небольшое количество, сразу повышается стоимость тура. Раньше, когда на рынке работали несколько крупных туроператоров, конкурентоспособность была значительно выше.
Я думаю, на направлениях, где у нас стоят чартерные рейсы, такие как Кипр, Греция, Турция, всё всегда будет завязано на туроператорах. Сейчас на рынке остались самые надёжные и проверенные временем компании, которым можно доверять. Так что менеджеры по туризму без работы не останутся. У нашей профессии есть перспективы.
Я бы посоветовала со школьной скамьи делать акцент на изучении географии, математики и, конечно, информационных технологий. Без них сегодня невозможно работать в туризме.
Обсуждение материала
Оставить комментарий